Минфин вновь заверил, что вводить прогрессивную НДФЛ-шкалу не будут
До 2024 года принципы налогообложения останутся неизменными, и пока вопрос в правительстве не рассматривается, сказал министр. Потом к вопросу о прогрессивной шкале могут вернуться
Минфин может рассмотреть вопрос о введении прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2024 году, до этого принципы налогообложения меняться не будут, и сейчас этот вопрос в правительстве не обсуждается. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК.
Он напомнил, что правительство заявило о неизменности налоговых ставок до 2024 года. «А к 2024 году рассмотрим предложения — сохранить эту ставку [НДФЛ] или сделать прогрессию. Различные могут быть возможности прогрессии», — сказал Силуанов.
Он подчеркнул, что «сейчас такие предложения в правительстве не рассматриваются».
Министр признал, что в обществе «давно назрел запрос на социальную справедливость»: 13% налога платит тот, кто получает зарплату в размере МРОТ, и тот, кто получает 12 млн руб. в год.
«Наверное, конечно, есть основания говорить о том, что люди с большими доходами должны больше платить», — отметил Силуанов. Сейчас, по его словам, это выражается в том, что они платят прогрессивный налог на жилье и автомобили.
Глава Минфина напомнил, что в России очень высока налоговая нагрузка на труд: 30% работодатель платит за каждого сотрудника во внебюджетные фонды — в ПФР, ФСС и ФОМС. Правительство ищет способы снизить ставку страховых взносов, но без ущерба для бюджета.
Если в этих условиях повысить НДФЛ для получающих большой доход, найдутся «желающие занизить, уйти от налогообложения», полагает Силуанов. «Хорошо бы рассмотреть вопрос о снижении налогов на труд, и тогда можно было бы для богатых слоев населения рассматривать вопрос об изменении ставки налогообложения», — добавил он.
О том, что переход на прогрессивную шкалу налогообложения неэффективен и неактуален, заявлял ранее премьер Михаил Мишустин. Около 20 млн россиян получают доходы меньше прожиточного минимума. Доля среднего класса мала, поэтому собирать налог по прогрессивной шкале будет практически не с кого.
Ранее помощник президента Максим Орешкин, занимавший тогда пост министра экономического развития, заявил РБК, что готов лично платить подоходный налог по повышенной ставке. Однако для России характерна сильная дифференциация доходов между жителями разных регионов, и большая часть богатых живет в Москве.
Поэтому прогрессивная шкала приведет к росту доходов бюджета Москвы, а в регионах будет обратный эффект, что только усилит разрыв между Москвой и провинцией. Снизить разницу между богатыми и бедными поможет обложение повышенным налогом «показного» потребления, которое вредит экономике, отмечал Орешкин.
Президент Владимир Путин также выступал против прогрессивной шкалы. Как только вводится прогрессивный НДФЛ, часть граждан с высокими доходами начинает скрывать их, пояснял Путин.
Прогрессивная ставка НДФЛ: что ждет бухгалтера с 1 января 2021 года
Рассмотрим подробнее основные правила, по которым будут считать базу и налог.
Ставка налога
Изменится основная ставка. Платить НДФЛ по 13% нужно будет, пока совокупность налоговых баз меньше или равна 5 млн руб. Когда же она превысит порог, сумма налога составит 650 тыс. руб. плюс 15% от превышения.
Для налоговых резидентов РФ, например, предусмотрены и иные ставки:
- доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг) и долей в нем, стоимость имущества, полученного по дарению, а также страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению будут облагаться по 13% независимо от величины полученных средств;
- для любых выигрышей и призов в рекламных конкурсах, играх и мероприятиях сохранится ставка 35%;
- останутся прежними и специальные положения для процентов по облигациям с ипотечным покрытием (ставка 9%), для доходов по ценным бумагам российских организаций (ставка 30%).
Налоговая база
Вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее входят доходы:
- от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации;
- в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей;
- по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами;
- по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги;
- по операциям займа ценных бумаг;
- по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами, которые учитываются на ИИС;
- полученные участниками инвестиционного товарищества;
- в виде сумм прибыли КИК;
- иные доходы, которые будут считаться основной налоговой базой. Зарплата должна относиться как раз к этой базе.
Каждую из этих налоговых баз нужно рассчитывать отдельно.
Вычеты по НДФЛ
По общему правилу стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе. Однако возможны исключения. Так, доходы по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами можно уменьшить на положительный финрезультат от реализации обращающихся ценных бумаг и на вычеты при переносе на будущее убытков.
Есть и другая особенность для стандартных, социальных вычетов и имущественных вычетов на покупку жилья и проценты по ипотеке, когда их не могут учесть при расчете основной базы. На неучтенные суммы таких вычетов можно уменьшить облагаемые доходы от продажи имущества, стоимость подаренного имущества либо страховые выплаты, выплаты по пенсионному обеспечению за этот же год.
Уплата налога по прогрессивной ставке
Налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и, как и сейчас, перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения. При этом будет иметь значение, превышает или нет сумма налога, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, порог в 650 тыс. руб.
Если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить):
- налог в части, которая меньше или равна 650 тыс. руб.;
- налог, сумма которого больше 650 тыс. руб. и который относится к части базы свыше 5 млн руб.
По остальным ставкам налоговый агент рассчитывает и перечисляет налог без особенностей.
Обращаем внимание, что Минфин уже утвердил специальный КБК для новых правил перечисления НДФЛ.
Переходные положения
В 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно.
Кроме того, предусмотрено: если налоговый агент ошибется с расчетом налога по комбинированной ставке (650 тыс. руб. плюс 15% с превышения 5 млн руб. доходов), то за I квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени. Для этого налоговый агент должен самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.
Прогрессивная шкала НДФЛ – время пришло?
Несмотря на то что у введения прогрессивной шкалы налогообложения в РФ по примеру западных стран много сторонников, долгие годы законопроекты, связанные с изменением налоговой системы, не претерпевали изменений.
Прогрессивный налог ассоциируется, как правило, с понятием политико-экономической справедливости: чем меньше зарабатывает налогоплательщик, тем меньший доступ к благам он имеет, и тем, соответственно, ниже должен быть налог на его доходы.
Такая «простая арифметика» не всем пришлась по душе. Стоит напомнить о первом вестнике введения прогрессивной шкалы в конце 2020 г. Тогда для обеспеченных россиян уже начал действовать налог в 15%, если заработок превышает 5 млн руб. в год.
Налогом облагается не весь доход, а лишь та его часть, которая превышает указанную сумму.
Получается, что такой подход затрагивает не столько очень состоятельных граждан, сколько немногочисленный российский средний класс (который на Западе считается опорой экономики).
Прогрессивную шкалу критикуют и за то, что ее введение может вновь привести к расширению теневой доли бизнеса: предприниматели будут либо избегать «белой» финансовой отчетности, либо начнут массово выводить бизнес за рубеж – туда, где налоговые условия окажутся более комфортными.
Проектом поправок в ст. 224 ч. 2 НК РФ, внесенным в Госдуму 10 марта, предусмотрена новая концепция налогообложения (законопроект № 1126364-7). В частности, налогоплательщиков, доход которых составляет менее 204 тыс. руб.
в год, предлагается освободить от уплаты НДФЛ; тем, чей ежегодный доход составляет от 204 тыс. руб. до 5 млн руб., оставить ставку в 13%, а при доходе от 5 до 10 млн руб. – установить НДФЛ 15%. Для налогоплательщиков, чей доход превышает 10 млн руб.
в год, предлагается ввести фиксированную ставку – 1,3 млн руб. плюс 25% НДФЛ, а свыше 100 млн руб. – 35% НДФЛ + налоговая ставка 23,8 млн руб.
Согласно пояснительной записке цель законопроекта – заставить «раскошелиться» обладателей сверхвысоких доходов, а 14% налогоплательщиков, чей доход в месяц не превышает 17 тыс. руб., позволить сэкономить порядка 21 тыс. руб. в год.
Данное предложение действительно могло бы увеличить приток капитала в государственную казну на 9%, однако ежегодная инфляция все сильнее размывает понятие «среднего класса» российских граждан, и НДФЛ даже в 15% может существенно ударить по ним.
Кроме того, учитывая профицит госбюджета в последние годы, а также то, что средства Фонда национального благосостояния, размер которого по разным оценкам достигает от 13 до 18 трлн руб.
, практически не расходуются, возникает закономерный вопрос: обоснованно ли введение прогрессивного налога сейчас, когда страна только выходит из «коронавирусного локдауна»?
Авторы законопроекта, однако, посчитали, что введение прогрессивной ставки именно в это время целесообразно, но уже сделали поправку: собрать налоги просто, а вот равномерно распределить их по регионам – увы, нет.
К тому же у некоторых регионов (в частности, Северной Осетии, Ненецкого автономного округа, Ингушетии, Амурской обл. и г. Севастополя) бизнес в это время по уровню дохода снизился до показателей 2008 г., когда в мире разразился экономический кризис.
Так, Северная Осетия – Алания «усугубила» финансовые убытки предпринимателей в период коронавирусного локдауна с 2 млн руб. в 2019 г. до 3 млрд руб. в 2020 г. И если в конце 2020 г.
обещали доход от дополнительно полученных налогов направлять в фонды для лечения тяжелобольных детей, то в современной редакции проекта поправок данное предложение отсутствует. Полагаю, включить данную норму в ст. 224 Налогового кодекса РФ целесообразно с точки зрения социальной повестки – это реальная поддержка названных фондов.
Будет законопроект рассмотрен на государственном уровне или так и останется проектом, пока не известно – Правительство РФ в заключении законопроект не поддержало, указав, что предусмотренные им изменения «способны привести к нарушению устойчивости и стабильности правового регулирования налоговых правоотношений».
Представляется, что предлагаемые законодателем меры были бы более эффективными в случае снижения и других налогов для граждан – например, НДС.
В то же время утверждать, что прогрессивная шкала налогообложения неэффективна для российской экономики, на мой взгляд, нельзя – государство должно быть в общем плане к этому готово.
Налоги не предназначены «забирать последнее у беднейших и передавать богатейшим», а перспективы обсуждаемого законопроекта видятся таковыми.
Но еще важнее, что государство, к сожалению, вновь не ставит целями выравнивание сильнейшего экономического расслоения и формирование «среднего» устойчивого класса граждан.
Куда будут направлены вновь приобретенные 9% прибыли (а это миллиарды рублей): в бюджет или внебюджетные фонды? Кто в таком случае станет выгодоприобретателем и как новации отразятся на налогоплательщиках, требующих прозрачности налоговой базы и расходования бюджетных средств? Ответы на эти вопросы экспертное сообщество получит, полагаю, в ближайшем будущем, когда станет окончательно ясно, будут приняты данные поправки в НК к рассмотрению Госдумой или нет.
Прогрессивная шкала ставок НДФЛ с 2021 года
В Госдуме и на общественных площадках в России активно обсуждается прогрессивно-регрессивная шкала НДФЛ, в соответствии с которой при малых доходах налог платить не надо, а по мере роста заработка будет увеличиваться уровень фискального давления.
Но такой порядок налогообложения пока только в проектах, сейчас же началось внедрение прогрессивного варианта взимания налогов. Правилам удержания и перечисления подоходного налога посвящена глава 23 НК РФ. В зависимости от резидентства получателя дохода и типа заработка применяются дифференцированные ставки налогообложения.
С 2021 года изменился порядок взимания налога из-за введения вилки ставок.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ
С января 2021 года в России начали применяться дифференцированные ставки налогообложения доходов физических лиц. Это означает, что размер применяемой ставки налога напрямую связан с уровнем доходов – чем выше заработок, тем больше придется заплатить в бюджет, при достижении определенного доходного порога возрастает тариф налогообложения.
Законом от 23.11.2020 г. № 372-ФЗ введена прогрессивная шкала НДФЛ:
- ставка 13% действует при условии, что совокупный заработок накопительно за год не превысил отметки в 5 млн руб.;
- 15% предназначена для налогообложения суммы дохода, превышающей лимит в 5 млн руб.
Прогрессивная шкала исчисления НДФЛ с 2021 года действует в режиме переходного периода, который завершится к 2023 году.
В связи с изменением принципа налогообложения в НК РФ появились новые термины – основная налоговая база (сюда входит зарплата и доход по договору ГПХ) и совокупность налоговых баз. Под налоговой базой понимают сумму полученных доходов одного типа.
То есть дивиденды – это одна налоговая база, зарплата – вторая база налогообложения, выигрыш в лотерею – третья и т.д. В 2021 году конкретная ставка налога применяется по каждой налоговой базе отдельно, итоговое значение которой определяется с учетом вычетов.
После завершения переходного периода прогрессивная шкала ставок по НДФЛ начнет применяться к совокупности налоговых баз, то есть к сумме доходов человека из разных источников. Суммировать надо будет следующие виды налоговых баз:
- дивиденды;
- выигрыши;
- поступления от операций с ценными бумагами, в том числе от займов в ценных бумагах;
- доход от операций РЕПО;
- прибыль от КИК;
- доходы, полученные физическим лицом в результате распределения прибыли инвестиционного товарищества;
- заработок на ценных бумагах и производных финансовых инструментах, числящихся на ИИС физического лица;
- основная налоговая база.
Когда производится расчет НДФЛ, прогрессивной шкале отводится роль дифференциатора уровня доходов населения, что стало ответом на назревший социальный запрос в России.
Но важно отметить, что повышенная ставка в отношении резидентов не распространяется на вырученные ими средства от реализации движимого и недвижимого имущества.
А у нерезидентов такой доход является одним из элементов совокупности налоговых баз (п. 2.2 ст. 210 НК РФ).
Так как прогрессивная шкала НДФЛ 2021 года только начала внедряться, налоговым агентам надо акцентировать внимание на отслеживании лимита дохода отдельно по каждой налоговой базе.
Причем за ошибки в удержании налога по ставке 15% в 1 квартале 2021 годе штрафы выписываться не будут (при условии самостоятельной уплаты недоудержанного вовремя налога в полном объеме до июля 2021 года).
После завершения переходного периода придется вести консолидированный учет по разным налоговым базам, что усложнит расчет для налогового агента.
Как применяется прогрессивная шкала ставок НДФЛ с 2021 года – пример
Допустим, ежемесячный заработок по месту трудоустройства составляет 290 000 руб. За год доход составит 3 480 000 руб., что меньше порогового значения. Это означает, что налог будет взиматься только в размере 13% — 452 400 руб. за год (3 480 000 * 13%).
Другая ситуация – ежемесячный заработок составляет 420 000 руб., по итогам года начислена премия 200 000 руб. Получается, что годовой заработок физического лица составил 5 240 000 руб. (420 000*12+200 000). Работодатель должен произвести следующий расчет:
- по обычной ставке удерживается и перечисляется в бюджет налог, равный 650 000 руб.;
- по ставке 15% налог удержан в размере 36 000 руб. ((5 240 000-5 000 000)*15%).
Перечисление повышенного налога должно осуществлять отдельно от налога 13%, у этих платежей разные КБК.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
В минфине пояснили, почему нецелесообразно введение прогрессивной шкалы ндфл
Парламентская газетаПарламентская газета
При работе над проектом бюджета 2023-2025 годов введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) не обсуждается. Об этом «Парламентской газете» сообщила замминистра финансов Ирина Окладникова по итогам заседания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 13 октября.
https://www.youtube.com/watch?v=J9J_C2F3ZOE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Сегодня в бюджете отражены приоритеты, а в обществе сформирован значительный запрос на всестороннюю поддержку армии и военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, и их семей, отметил в ходе заседания сенатор Василий Иконников. По его словам, меры, которые сегодня принимает Правительство, наверняка будут дополняться «по ходу движения вперед наших военных».
«Но почему тогда вы не рассматриваете вопрос по прогрессивной ставке НДФЛ на сверхдоходы — 10 или 12 миллионов рублей, — которые получают в год граждане», — обратился к Ирине Окладниковой сенатор. По его оценкам, в случае реализации такой меры бюджет страны получил бы дополнительно несколько десятков миллиардов рублей дохода.
Ирина Окладникова пояснила, что Правительство на самом деле уже один шаг в этом направлении сделало.
Замминистра напомнила, что Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями «Круг добра» начиная с прошлого года формируется как раз за счет средств, которые поступают в бюджет благодаря применению 15-процентной ставки НДФЛ в отношении россиян, чьи ежегодные доходы превысили 5 миллионов рублей.
Что касается дальнейших шагов в этом направлении, то, по мнению замминистра, увязывать тему прогрессивной шкалы НДФЛ с бюджетом не стоит, так как в этом случае речь идет уже о пересмотре всей системы подходов к налогообложению доходов граждан. А еще следует иметь ввиду риски ухода официальных зарплат россиян в тень. Так или иначе, но бюджет на следующую трехлетку введение прогрессивной шкалы НДФЛ не предусматривает.
«Бюджет основан на действующем законодательстве. В бюджете это (введение прогрессивной шкалы НДФЛ — прим. Ред.) не учитывается. Обсуждение этой темы, в принципе, не идет, потому что обсуждаем бюджет», — пояснила «Парламентской газете» замминистра.
Полностью материал читайте здесь
В минфине заявили, что введение прогрессивной шкалы ндфл в россии не обсуждается
© Игорь Самохвалов/ПГ
В проекте бюджета на 2023-2025 годы введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц не заложено и оно не обсуждается. Об этом «Парламентской газете» сообщила замминистра финансов Ирина Окладникова 13 октября после заседания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Чиновник пояснила, почему так делать не имеет смысла.
Дополнительные миллиарды
Сегодня в бюджете отражены приоритеты, а в обществе сформирован запрос на всестороннюю поддержку армии и военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, и их семей, отметил на заседании сенатор Василий Иконников. По его словам, меры, которые сегодня принимает Правительство, наверняка будут дополняться «по ходу движения вперед наших военных».
«Но почему тогда вы не рассматриваете вопрос по прогрессивной ставке НДФЛ на сверхдоходы — 10 или 12 миллионов рублей, — которые получают в год граждане?» — обратился к Ирине Окладниковой сенатор. По его оценкам, тогда бюджет страны получил бы дополнительно несколько десятков миллиардов рублей.
Замминистра ответила, что Правительство на самом деле уже один шаг в этом направлении сделало. Она напомнила, что с прошлого года Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями «Круг добра» формируется как раз за счет денег, которые поступают бюджет благодаря 15-процентной ставке НДФЛ для россиян, чьи ежегодные доходы превысили пять миллионов рублей.
Дальнейшие шаги в этом направлении, по мнению Окладниковой, увязывать с темой прогрессивной шкалы подоходного налога не стоит, так как тут речь пойдет уже о пересмотре всей системы подходов к налогообложению. А еще следует иметь в виду риски ухода официальных зарплат россиян в тень. Так или иначе, но бюджет на следующую трехлетку введение прогрессивной шкалы НДФЛ не предусматривает.
«Бюджет основан на действующем законодательстве. В бюджете это [введение прогрессивной шкалы НДФЛ] не учитывается. Обсуждение этой темы в принципе не идет, потому что обсуждаем бюджет», — пояснила «Парламентской газете» замминистра.
• Кому положены налоговые льготы на транспорт и недвижимость
Что-то предлагали, а что-то сделали
С идеей прогрессивной шкалы налогов уже неоднократно выступали думские депутаты. Так, группа парламентариев от «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым сначала в 2015 году, а после отклонения и доработки в 2018 году вносила на рассмотрение проект закона о введении двухуровневой шкалы НДФЛ.
Ее целью народные избранники назвали плавное сокращение чрезмерного разрыва доходов между наиболее богатыми и бедными слоями населения. Они предложили брать с россиян, чей годовой доход начинается от 24 миллионов рублей, 18 процентов подоходного налога, а для людей, зарабатывающих меньше, оставить прежние 13 процентов.
По оценкам авторов, физлица, которые в случае одобрения инициативы могли бы попасть под действие нормы, совокупно зарабатывают приблизительно четыре триллиона рублей. Повышение НДФЛ для них увеличило бы налоговые поступления на 200 миллиардов рублей, прикинули депутаты.
При этом эсэры обратились к заграничному опыту, отметив, что в Германии прибыль свыше 250 тысяч евро облагается по ставке в 45 процентов, а в Великобритании столько берут с доходов от 150 тысяч фунтов стерлингов.
Законопроект справедливороссов в 2019 году отклонили, но тему, однако, не забыли. Правительство все-таки согласилось, что богатые должны платить больше. Пусть и ненамного.
По поручению президента разработали и приняли закон, по которому с 1 января 2021 года в России действует повышенная ставка НДФЛ в размере 15 процентов для россиян, чей совокупный доход выше 5 миллионов рублей за год.
Почему в России не вводят прогрессивный налог для богатых, рассказали в президентском СПЧ и Минэкономразвития
Руководитель Минэкономразвития России Максим Орешкин рассказал о том, почему в нашей стране не вводят повышенный подоходный налог для обеспеченных граждан. Введению в России прогрессивной шкалы налогообложения препятствует так разница между доходами граждан, которая наблюдается между Москвой и другими регионами.
В конце минувшего года в одном из интервью журналистам Максим Орешкин подчеркнул, что большинство богатых граждан проживают в столице. При введении для таких лиц повышенного подоходного налога, все доходы от него будут следовать исключительно в бюджет Москвы, подчеркивал чиновник.
«Если снизить размер налога на доходы для менее богатых граждан, потери грозят прежде всего всем остальным регионам. Москва потеряет немного», — констатировал Максим Орешкин.
Почему в России не вводят прогрессивный налог для богатых, и как власть снижает уровень бедности?
Таким образом, будет иметь место перераспределение средств между субъектами, которое не хотелось бы наблюдать Министерству экономики, пояснил Максим Орешкин. Однако, он заверил: власть прикладывает максимум усилий для снижения уровня бедности в стране, делая все возможное для того, чтобы разница в доходах бедных и богатых сократилась.
Намного более эффективной мерой стало бы для России налогообложение расходов на автотранспорт и объекты недвижимости, выразил уверенность глава Минэкономразвития РФ.
Максим Орешкин напомнил, что владельцы дорогостоящих автомобилей выплачивают повышенные размеры налогов на транспорт. Собственники небольших квартир получают вычеты, а те, кому принадлежат большие объекты недвижимости, платят более высокие налоги.
Г-н Орешкин подчеркнул, что лично он готов к уплате повышенного подоходного налога, однако, необходимо «все тщательно просчитать».
Прогрессивный налог для богатых – что говорит Минфин?
Глава российского Минфина Антон Силуанов ранее выступил с заявлением о том, что не поддерживает звучащую периодически инициативу о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Министр финансов России опасается, что за такой мерой правительства последует отток средств из государства.
«Богатые — люди неглупые, и они обязательно придумают пути, как это решение обойти», — резюмировал Антон Силуанов.
Идею о введении прогрессивного налога для богатых в России прокомментировали в СПЧ
Руководитель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев в декабре 2019-го заявлял о том, что вводить прогрессивный налог на доходы физических лиц в обозримой перспективе – нецелесообразно.
В ходе выступления на конференции Общественной палаты России по вопросам неравенства г-н Фадеев указал, в частности, на «не плоскую, а регрессивную шкалу налогообложения» в нашей стране. Глава СПЧ отметил тогда, что из несложных расчетов четко следует: самые обеспеченные россияне и домохозяйства не выплачивают в казну даже тот 13-процентный подоходный налог, который за ними закреплен.
Расходы весьма заметно не соответствуют, по словам Валерия Фадеева, тем уровням доходов, которые демонстрируют богатейшие граждане для уплаты налогов.
«Таких немного – около 0,3 процента. Эти граждане не доплачивают 500 миллиардов рублей. Если говорить с моральной точки зрения, то это позор, поскольку самые бедные платят 13 процентов», — отметил руководитель СПЧ.
Валерий Фадеев не поддержал инициативу о повышении налогов, подчеркнув, что в ближайшее время правительству элементарно не удастся взимать эти деньги с самых богатых россиян. Целью окажется в итоге средний класс, обладающий, как известно, доходами небольшими. Бить по представителям среднего класса – просто недопустимо, подытожил глава президентского Совета по правам человека.
Олигархи в России богатеют, экономика падает
Почему не вводят прогрессивную шкалу налогообложения
В четверг, 15 декабря, премьер-министр Дмитрий Медведев дал традиционное интервью российским телеканалам.
В частности, премьер сообщил, что в правительстве России не собираются отменять плоскую шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ), пишет «Российская газета». «Так называемая плоская шкала у нас существует уже давно.
И я считаю, что она сыграла огромную роль в обелении доходов. Многие забыли, что в 90-е годы у нас была прогрессивная шкала.
Значительная часть вознаграждений и в крупных компаниях, и мелких компаниях, и государственных структурах, в частных структурах выплачивалась в конвертах.
Просто чтобы не платить государству налоги. В настоящий момент каждый год происходит увеличение налоговой базы НДФЛ. Этот налог не падает, а растет. Просто потому что люди думают, этот налог надо платить, он умеренный, он нормальный», — отметил Д.Медведев.
При этом он отметил, что не исключает перехода к прогрессивной шкале НДФЛ в будущем. «Я не могу исключить, что когда-то государство вернется к обсуждению и этого вопроса.
Но в настоящий момент вопрос изменения налога на доходы физических лиц, то есть подоходного налога, в повестке дня не стоит», — пояснил он.
При этом премьер не опроверг возможность повышения ставки НДФЛ. «Мы сейчас готовим наши предложения», — сказал он. Премьер-министр отметил, что большим повышение не будет. «Что же касается конкретных цифр — дайте правительству возможность поработать. Очевидно, что эти изменения не должны быть существенными.
Если вообще будут», — заверил глава правительства. Заявление Дмитрия Медведева проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный экономист, кандидат экономических наук, доцент МГУ Андрей Кобяков: Никто не спорит, что при использовании плоской шкалы налогообложения легче и удобнее собирать налоги — бухгалтерия осуществляет автоматические отчисления денежных средств.
При прогрессивной шкале налогообложения бухгалтер не может быть уверенным в том, что выплачиваемая им сумма за любой дополнительный заработок, гонорар за лекцию или статью, не перейдет в следующую степень шкалы.
Поэтому подобные нестыковки придется сверять в конце налогового года с помощью декларации. Но удивительно, что в 90-е годы эту работу выполняли, а теперь не могут?! Разве в стране сократили сотрудников налоговой инспекции?!
Насколько мне известно, для увеличившегося штаба налоговиков возводят современные великолепные и прекрасно оснащенные здания.
Разве нельзя нагрузить работников налоговой системы работой или ввести декларации?! Неудобство — сомнительный аргумент. В таком случае, почему от прогрессивной шкалы налогообложения не отказываются в Германии, Франции, США или Швеции?
Подобная практика существует во всем мире, но никто не использует аргументы, приведенные Дмитрием Медведевым. История появления прогрессивного налогообложения связана с серьезными подвижками в социальной идеологии, не имеющей отношения к либерализму.
Прогрессивная шкала явилась результатом распространения социал-демократических идей регулирования экономики, активного имущественного выравнивания и социальной поддержки малоимущих граждан.
Я удивлен, что Дмитрий Медведев ссылается на 90-е годы, ведь проблемы возникали не из-за существования прогрессивной шкалы, а из-за повсеместной неуплаты налогов.
Период становления новой налоговой системы сопровождался активным уклонением граждан от выплаты пошлин. В сфере финансов, корпораций и фирм совершалось множество правонарушений из-за огромного количества операций с наличными средствами и свободного хождения доллара по стране.
В те времена еще не были установлены кассовые аппараты, отсутствовало законодательство, которое регулировало бы эту сферу, не говоря уже о существовании эффективной системы контроля.
Но спустя 25 лет рыночных реформ Дмитрий Медведев констатирует, что российская налоговая система как институт, система служащих и действующих механизмов, неэффективна и несовершенна?!
Премьер фактически заявляет, что за 25 лет мы так и не создали эффективную систему налогового контроля. Даже в самых развитых странах существует практика уклонения от уплаты налогов.
Но это не является оправданием для игнорирования создания важного общественного инструмента и института перераспределения доходов.
Вопрос введения прогрессивной шкалы налогообложения давно назрел, ибо он имеет государственное и общественное значение.
Нынешняя плоская система налогообложения была введена на какое-то время для выведения из тени доходов граждан. Однако ныне существует богатая история уплаты налогов. Резкие изменения показателей зарплаты или доходов компании должны становиться поводом для проверки. Например, человек на протяжении нескольких лет имеет определенный стабильный доход и вдруг резко сокращается его зарплата.
Это повод устроить соответствующую проверку и усомниться в честности.
Например, подобным образом в США проверяют таксистов – сложно считать выручку, но существуют нормативы. Все прекрасно понимают, какой должен быть минимальный денежный доход для осуществления этой деятельности, учитывая оплату бензина, собственный труд и т.д.
На Западе работники налоговой инспекции подсаживаются в такси и начинают наблюдать за водителем, правильно ли он проводит кассовые операции. На этом фоне наш премьер прямо заявляет, что российские налоговые службы не готовы заниматься этой работой.
Дмитрий Медведев предъявляет заниженные требования к одному из важнейших институтов в стране, дескать, налоговая служба не сможет контролировать уплату налогов. Перефразируя его аргумент, можно смело заявить, что государство не должно строить дороги из-за воровства денежных средств – не досыпали песка или использовали не те материальные ресурсы.
Разве нам теперь отказаться от строительства дорог или все же улучшить систему контроля строительства дорог, проверять качество и стоимость используемого материала?!
Вопрос контроля исполнения не может служить аргументом для отказа от важной функции государства. Не может человек на посту премьера не понимать суть налоговой проблемы.
Никто не заставляет его разбираться в математических формулах для экономических прогнозов. Но я не верю, что он не знает, как должна работать налоговая система и налоговые инспекторы.
На Медведева оказывает мощное идеологическое давление лобби состоятельных людей. По этой причине у нас не вводится налог на роскошь, несмотря на его многолетнее обсуждение.
Почему депутаты до сих пор не решили этот вопрос?! Почему не вводится налог для наследников крупных состояний, как происходит во всех странах?! За словами премьера скрывается обманчивое ощущение.
- Напомню, длительное время подогревались иллюзии, что низкие налоги для физических лиц помогут привлечь иностранных специалистов для работы в России.
- Но весь налоговый потенциал давно себя исчерпал – кто желал, тот давно приехал.
- Я не думаю, что при перемене системы сбора налогов иностранцы сорвутся с места, забросив налаженный бизнес и успешную карьеру.
- Подобное объяснение не может быть весомым аргументом в принятии решения введения прогрессивной шкалы налогообложения.
В каждой налоговой системе существуют издержки. Цена вопроса явно несопоставима с эффектом от введения прогрессивных налогов.
Премьеру должно быть известно, что в стране зашкаливает уровень неравенства.
В истории России еще никогда не было такого уровня неравенства, как в нынешнее время.
В открытом доступе можно найти множество аналитических материалов на эту тему. Я неоднократно писал статьи про неравенство. Для большинства жителей России введение прогрессивной шкалы налогообложения смягчит острую проблему неравенства, несправедливости и нищеты.
Премьер приводит странную аргументацию технического характера, которая не может служить оправданием бездействия в налоговой системе.
Источник: http://voprosik.net/pochemu-ne-vvodyat-progressivnuyu-shkalu-nalogooblozheniya/
47 5594
Силуанов: у Минфина нет планов менять шкалу НДФЛ в ближайшие годы — Россия || Интерфакс Россия
16 февраля. Interfax-Russia.ru — Минфин РФ в ближайшие годы не планирует предлагать изменение шкалы НДФЛ, заявил журналистам министр финансов Антон Силуанов.
«Однозначно могу сказать, что в планах менять НДФЛ на ближайшие годы у Минфина нет», — сказал он, отвечая на вопрос, не рассматривается ли возможность дальнейшего изменения шкалы налога.
Шкала подоходного налога в РФ вернулась, по сути, к прогрессии в 2021 году, когда было принято решение ввести новую ставку 15% для доходов граждан в части превышения ими 5 млн рублей в год.
Это новшество президент РФ Владимир Путин озвучил в своем обращении к гражданам 23 июня 2020 года, отметив, что доходы федерального бюджета, получаемые от применения повышенной ставки (ранее оценивалось в 60 млрд рублей в год) будут направляться на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями.
Под повышенную ставку подпадают не все виды доходов граждан. Так, из-под нее выведены доходы от реализации любого имущества налогоплательщика за исключением ценных бумаг, а также доходы в виде выплат по договорам пенсионного страхования либо любого иного страхования. На них вне зависимости от суммы будет распространяться ставка 13%.
Плоская шкала подоходного налога с основной ставкой 13% была введена в РФ с 1 января 2001 года. В 2000 году действовала прогрессивная шкала — от 12% до 30% в зависимости от уровня доходов в год, так, минимальная ставка распространялась на доходы до 50 тыс. рублей, доходы сверх 50 тыс. до 150 тыс.
облагались по ставке 20% с превышения, свыше 150 тыс. — 30% с превышения. После введения плоской шкалы в первом квартале 2001 года поступления от подоходного налога возросли на 70% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в реальном исчислении собираемость налогов увеличилась на 30-40%.
«Никто не ожидал такого результата», — отметил тогда Путин.
Аргументируя необходимость введения повышенной ставки, он в 2020 году отмечал, что введение плоской шкалы «в свое время позволило вывести зарплаты и доходы из тени, упростить, сделать понятным налоговое администрирование» и повысить собираемость налогов, однако сейчас «с учетом нового качества администрирования, внедрения цифровых технологий появилась возможность распределять налоговую нагрузку более дифференцированно и направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных, значимых для общества задач».
Предложение ввести «прогрессивку» в НДФЛ стало довольно неожиданным, хотя разного рода идеи на этот счет время от времени появлялись на протяжении всего существования плоской шкалы. Еще в феврале 2020 года Силуанов заявлял, что принципы налогообложения и ставок не будут меняться до 2024 года.
А после 2024 года возможность повышенных ставок НДФЛ для более высоких доходов можно было бы рассмотреть, но в увязке со снижением налогов на труд (страховые взносы). О неактуальности такого вопроса в январе 2020 года говорил на встрече с КПРФ премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
По словам Мишустина, которые привел глава комитета по развитию гражданского общества Сергей Гаврилов, это связано с тем, что сейчас в России порядка 20 млн человек, чьи доходы меньше прожиточного минимума. «У нас нет среднего класса, не с кого собирать прогрессивную ставку.
А вопрос с богатыми и сверхбогатыми надо решать по-другому, большей прозрачностью и большей ответственностью», — приводил слова премьера Гаврилов.